Жан Огюст Доминик Энгр «Купальщица Вальпинсона», 1867
Лувр, Париж
Неоклассицизм
Одна из удивительно гармоничных работ Энгра, сочетающая в себе поэтику, красоту обнажённого женского тела и подробную реалистичность.
Картина эта была написана во время обучения художника в Риме, и в мировом искусстве работа отмечена двумя названиями — «Большая купальщица» и «Купальщица Вальпинсона». Если первое название вполне логично, то второе интригует, хотя и с этим наименованием всё понятно, ведь связано оно всего лишь с фамилией первого владельца картины.
Центральную ось композиции картины образует голая спина купальщицы. Физиологическая достоверность сочетается здесь с матовостью гладкой кожи, что избавляет сюжет от вульгарности.
Если пристально вглядываться в элементы работы, визуально «препарируя» каждую деталь, то становится видно насколько продумана и выстроена композиция «Купальщицы». Каждый изгиб тела подчинен стройности и классической гармоничности, при этом окружающие героиню декорации только подчёркивают линии мастера, которыми он изобразил фигуру. Так драпировка занавески делает акцент на вертикаль спины, а завитки-складки тюрбана гармонируют с локонами барышни, так же как и с аккуратной раковиной уха. Линия художника определённа и неразрывна, что не мешает Энгру играть с формами и объёмом.
Изображение невероятно пластично и спокойно. Здесь нет кричащих цветов и ярких контрастов за исключением одного –красные пятна на платке-тюрбане несколько выбиваются из спокойной палитры картины.
Свою купальщицу Энгр осветил ярким светом, чем не только подчеркнул красоту женского тела, но и придал ощущение интимности и одновременно комфорта. Купальщица абсолютно спокойна и раскована в привычной для себя обстановке, и зритель может без стыда наслаждаться прекрасной героиней, открытой и одновременно целомудренной.