Василий Васильевич Верещагин «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх», 1875
Третьяковская галерея, Москва
Реализм, пастораль
Неутомимый путешественник, Верещагин весной 1874 года отправился в Индию и пробыл здесь два года, изучая различные районы страны. Его сопровождала жена Елизавета Кондратьевна (урожденная Элизабет Мария Фишер), которая вела путевые заметки, ставшие позже основой книги обоих Верещагиных об их поездке. В 1882-1883 годах художник предпринял второе путешествие по Индии, продолжавшееся более четырех месяцев. За оба раза пребывания в стране Верещагин побывал в Бомбее на западном и в Мадрасе на ее восточном побережье, в городах центра страны — Агре, Дели и других, посетил знаменитые древние храмы Эллоры, высеченные в скалах, и молодой по индийским меркам город Джайпур, созданный в XVIII веке волей правителя-магараджи по математически строгому плану. Он путешествовал по Западным Гималаям — в мусульманский Кашмир, перекресток древнейших путей Азии, и в Ладак, средоточие буддийских монастырей и памятных ступ, область, прозванную «малым Тибетом». Он ездил в Восточные Гималаи — королевство Непал и «страну небесных ступеней» Сикким, совершил восхождение на большую высоту на одной из величайших гор мира — пятиглавой Канченджанге.
Только за первую поездку он сделал около 150 этюдов, как правило, настолько завершенных по образам и характеру воплощения жанровых сцен, пейзажей, архитектурных мотивов или типов жителей Индии, что их можно считать малыми картинами. Большинство этих живописных работ принадлежит к самым красивым созданиям во всем творчестве Верещагина. Они полны солнечного света, построены обычно на эффектном декоративном сочетании трех-четырех основных цветов, чистых и звучных, на локальных пятнах, передающих общее впечатление и дополненных тщательной проработкой мельчайших деталей в рисунке.