«Божественная комедия» в иллюстрациях Сальвадора Дали
Сюрреализм
Великий Дали — Сальвадор спаситель, как он сам себя однажды назовет, воистину, спасает наши души от смертного греха уныния. Его картины — это всегда загадка, манящая нас мистическими метаморфозами. Бесспорно, это одно из лучших графических оформлений «Божественной комедии» Данте Алигьери в истории этого произведения и книжной иллюстрации вообще.
Эту серию акварельных иллюстраций Дали готовил к празднованию 700-летия Данте, заказ от итальянского правительства он получил в 1951 году и работал девять лет, создав по одному рисунку к каждой тысяче строк поэмы, по-своему интерпретировав наиболее важный момент. Каждая гравюра имеет свое название, данное самим Дали.
Поэма Данте, уже сама по себе, ее сюжет, как и ненасыщенность деталей описания, в какой-то мере близка сюрреализму. А потому, каждый фрагмент этого литературного произведения просился на холсты Дали. Только испанский мастер мог в полной мере отразить всю глубину и нереальность происходящего, не в гиперболизированных образах и детализированных картинах, а в лаконичных и мягких по цветам произведениях. Настоящий сюрреализм не спекулирует гротескными образами, он слишком тонок и изящен для этого, слишком высокого мнения о своих умениях манипулировать светом и тенью, чтобы прибегать к иным приемам.