Зинаида Серебрякова «Девушка со свечой (Автопортрет)», 1911
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Бесконечен разговор автопортретов со зрителем. В Государственном Русском музее висит поэтически – непринужденный автопортрет Зинаиды Серебряковой. «Девушка со свечой», – так назвала его художница. Истинный художник всегда думает об эффекте присутствия зрителя, его портрет не зеркало, а речь, монолог.
С портрета на нас смотрит очаровательное большеглазое лицо и хитровато улыбается. «Девушка со свечой» словно вышла из тени мрачной комнаты. Она будто случайно остановилась и на мгновение оглянулась к позади смотрящему зрителю. Ее образ освещен снизу свечой. Невидимый теплый свет свечи похож на луч солнца, пробивающийся через изображенные синевато – зеленые краски сумрака на холсте. Свет свечи словно борется с ночным мраком.
Прежде всего Зинаида Серебрякова стремится дать почувствовать самый свет – теплый, мягкий свет свечи, скользящий по ее лицу и не лишающий четкости и ясности их черт.
Такая неназойлива гамма цветов придает большей таинственности автопортрету «Девушки со свечой». Серебрякова не нарушает цветовой гармонии. Светлое одеяние героини резко выделяется на фоне ночной комнаты, каштановые волосы лишь подчеркивают слегка загорелое лицо, глаза светятся, а чуть приоткрытые по – девичьи нежные, бело – розовые губы замерли в полуулыбке.