Анри де Тулуз-Лотрек «Иветт Гильбер, поющая “Linger, Longer, Loo”, 1894

Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва

Постимпрессионизм

В 90-х годах XIX века одной из самых популярных парижских актрис кабаре была певица и рассказчица Иветт Гильбер (1867—1944). Каждый вечер толпы поклонников собирались на Монмартре, чтобы послушать ее песни. В опубликованной в 1927 году книге «Воспоминания» Иветт Гильбер открывает свою формулу успеха: «Творить бесстыдные выходки и демонстрировать пороки моих слушателей, превращая их в темы юмористических песенок и заставляя их смеяться над собой».

Тулуз-Лотрек был одним из ее верных поклонников. Он был очарован ее стройным высоким станом и знаменитыми черными перчатками, о которых она сама писала: «Черные перчатки — это символ изысканности, который я могу внести в эту хулиганскую и немножко простяцкую атмосферу».

Тулуз-Лотрек часто пишет Иветт Гильсбер. Он написал много картин, изображающих се выступления на сцене. Он посветил ей целый альбом, в который входит шестнадцать литографий, опубликованный в 1894 году.

«Иветг Гильбер, поющая «Linger, longer, loo» это набросок к одной из литографий из этого альбома и, наверное, самый лучший из ее портретов. Здесь техника Тулуз-Лотрека становится мощной и одновременно гармоничной и простой. Нескольких взмахов кисти оказывается достаточно, чтобы передать самую суть певицы. Факт, что рисунок выполняется на картоне, тоже играет важную роль. Используя разведенные краски, Лотрек рисует портрет, а после высыхания картона выливает на него содержащееся в краске масло — и на поверхности остаются только очертания. Эта техника приводит к иллюзии реального присутствия модели, которую ощущает зритель, рассматривающий картину. Глаза, как будто ослепленные светом рампы, и движение подведенных помадой тонких губ как бы погружают зрителя в атмосферу популярной английской песенки «Linger, longer, loo».

Поделиться