Валентин Серов «Портрет Г.Л.Гиршман», 1907
Третьяковская галерея, Москва
Импрессионизм
На протяжении всей жизни Валентин Серов написал множество портретов. Любой портрет живописца демонстрирует не только внешнее сходство с портретируемым, но и стремление живописца выразить внутреннюю сущность натуры. Даже жесты художник ищет выразительные, характерные именно для данного человека. Словно на лету ловит Серов поворот головы, движение рук, улыбку, взгляд – и находит тот «момент», который надо «остановить».
В 1907 году был написан один из лучших портретов живописца — портрет Генриетты Гиршман, жены известного московского мецената и коллекционера В.О.Гиршмана.
Светская красавица изображена не в бальном платье, а в элегантном костюме. Женщина находится в своем будуаре спиной к зеркалу туалетного столика – она словно репетирует роль, кокетливо «примеряет позу». Видно, что женщина настроена держаться на расстоянии, а не откровенничать со зрителем.
Жест руки, поправляющей меховое боа, — это подмеченная Серовым женская уловка продемонстрировать изящную руку и красивые пальцы с перстнями. Интересная деталь картины – в зеркале отражается не только модель, но и автопортрет самого Серова за работой. У художника угрюмое насупившееся лицо – вероятно, так живописец видит себя, когда он занят творчеством.
В портрете Г.Л.Гиршман художник показывает высочайший уровень мастерства. Для модели найдены такие элементы быта, такая поза и туалет, которые ей в полной мере соответствуют. Точка зрения – снизу – выбрана не случайно: она добавляет образу значительности, монументальности.
Живописец пользуется художественными средствами, относящимися к стилю модерн. Эффект двойного отражения в картине обращает нас к произведению «Менины» испанского художника Веласкеса.