Василий Верещагин «Мавзолей Тадж Махал близ Агры», 1874
Третьяковская Галерея, Москва
Реализм
В 1874 году Верещагин уехал из Петербурга в длительное путешествие по Индии. В пейзажах, написанных в Индии, художник показал себя тонко чувствующим натуру, гармонию архитектурных форм. Особенно великолепны этюды «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Гробница шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри», «Моти Масджид (Жемчужная мечеть) в Агре» (все 1874-1876гг.).
«Мавзолей Тадж-Махал в Агре» — истинный шедевр живописи. Очарованный красотой храма, художник с поэтическим воодушевлением передает на полотне все его великолепие, воздушность форм, гармонию пропорций, его связь с окружающим пространством, красочную феерию всего ансамбля. Прекрасная архитектура, как в зеркале, отражена в покрытой рябью глади водоема. Кажется, весь огромный арсенал живописных средств и приемов нашел здесь свое искуснейшее применение.
Своей славой Тадж-Махал обязан не только прекрасной архитектуре, в которой поразительным образом сочетаются величие и изящество, но и связанной с ним романтической легенде. Мавзолей был построен в XVII веке правителем империи Великих Моголов Шах-Джаханом, внуком Акбара, в память о любимой жене, чья смерть повергла его в безутешное горе.
Еще в 15 лет Шах-Джахан встретил и полюбил Арджуманд Бану Бегам, 14-летнюю дочь главного министра его отца. Это была красивая и умная девушка знатного происхождения — по всем статьям прекрасная партия для принца, но, увы, его ждал традиционный политический союз с персидской принцессой. К счастью, законы ислама позволяют мужчине иметь четырех жен, и в 1612 году Шах-Джахан женился на своей возлюбленной. Свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд. Поэтому Шах-Джахану и его невесте пришлось дожидаться целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись. Вскоре после свадьбы Арджуманд получила новое имя — Мумтаз-Махал («Возвышенная избранница дворца»).
Любимая народом, как богиня, за милосердие и отзывчивость и обожаемая мужем, семнадцать лет прожила Мумтаз-Махал под неусыпным вниманием шаха, не отходившего от нее ни на шаг. Он советовался с ней во всех делах и ценил ее суждения выше собственных. Велики были также ее скромность и преданность мужу — она никогда не разлучалась с ним и сопровождала его даже в трудных и опасных военных походах.
В 1630 году, когда Мумтаз-Махал сопровождала Шах-Джахана в походе против Хан-Джахана-Лоди, она скончалась при родах. Перед смертью Мумтаз-Махал просила Шах-Джахана исполнить две ее просьбы: не жениться снова и построить для нее мавзолей, которому не было бы равных на свете. И Шах-Джахан торжественно поклялся исполнить ее желание.
Мавзолей получил название «Венец Дворца», т.е. по-персидски «Тадж-и-Махал». Сам император принимал участие в создании проекта ансамбля мавзолея. Шах-Джахан был не только образованным архитектором — зодчество было для него любимым видом искусства. Его великая любовь к Мумтаз-Махал и страстное желание как можно лучше исполнить ее предсмертную просьбу не могли не заставить его принять самое близкое участие в замысле огромного комплекса построек, составлявших единое целое с самой гробницей. Кто, как не он, мог так горячо желать сделать облик Тадж-Махала созвучным светлому образу незабвенной Мумтаз-Махал и создать не просто мавзолей, а памятник, архитектурно-художественными качествами действительно напоминающий о душевных достоинствах покойной.
«Постройте мне гробницу, в которой я похороню ее тело. Сделайте гробницу прекрасной, как прекрасна была она – грациозной и деликатной. Постройте гробницу, подобную образу ее души и красоты», — так по преданию сказал Шах-Джахан, и место это почитается как символ верности и чистой, возвышенной любви.