Карл Павлович Брюллов «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием», 1839 — 1843
Третьяковская галерея, Москва
Романтизм
Работа над картиной «Осада Пскова» по воспоминаниям современников далась Брюллову очень непросто. Признанный всей Европой благодаря своим знаменитым «Помпеям», живописец плодотворно работал в жанре портрета и жанровых сцен, но публика жаждала вновь увидеть монументальное многофигурное полотно. Да и сам Брюллов хотел снискать повторной славы, и как сюжет для новой картины он выбрал битву, когда сошлись войска польского короля Стефана и яростно оборонявшиеся жители Пскова и его пригорода.
Полотно, действительно, отличается сложнейшим композиционным построением. Известно, что Брюллов на этапе подготовки проделал огромную работу – создал целый ряд натурных зарисовок близ Пскова, изучил все сохранившиеся артефакты древности в самом городе, перечитал исторические исследования и свидетельства.
Говорят, что идею полотна художнику предложил сам император, который также составил примерную композицию для будущей картины, однако, Брюллов тут же вежливо раскритиковал её. Царь критику понял, но обиду затаил.
Полотну не было суждено повторить славы «Последнего дня Помпеи», картина так и осталась не закончена – масштабный замысел оказалось сложно реализовать под пристальным вниманием публики, ожидающей очередного триумфа, а «Осаду Пскова» сам Брюллов с грустью называл «досадой Пскова».