Бартоломе Эстебан Мурильо «Две женщины в окне», 1655—1660
Национальная галерея искусства, Вашингтон
Барокко
Бартоломе Эстебан Мурильо был самым популярным художником Севильи в конце XVII века. Хотя живописец известен в первую очередь своими работами на религиозные темы, он создал целый ряд жанровых картин современной ему жизни, которые обладают задумчивым очарованием. Предполагается, что картина «Две женщины в окне» была написана по заказу фламандских либо голландских купцов, проживавших в Севилье и знакомых с жанровым стилем фламандских художников. Хотя это сложно прояснить в настоящее время, известно, что в 1690 году у фламандского купца Николаса Омазура имелась картина, которая, видимо, была копией этой картины Мурильо с частично изменённой композицией. Композиционный формат картины с фигурами у окна часто встречается на голландских полотнах того периода, но практически отсутствует у испанских живописцев, поэтому считается, что Мурильо был знаком с подобными образцами фламандского и голландского искусства.
На картине изображены две женщины у окна. Стоящая женщина пытается скрыть улыбку с помощью своей шали, выглядывая из-за частично открытой шторки, в то время как молодая женщина опирается на подоконник, глядя на зрителя с удовольствием. Разница в возрасте может указывать на сопровождающую и её подопечную, что было широко принято в испанских семьях высшего сословия. Прикрытие улыбки или смеха считалось хорошим тоном среди аристократов. Убедительно смоделированные фигуры в натуральную величину, обрамлённые реалистически нарисованным окном, происходящим от стиля фламандских и голландских картин, должны создать оптическую иллюзию реальности изображённых женщин.