Эдгар Дега «Музыканты в оркестре», 1872
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне
Импрессионизм
Написание картины «Музыканты в оркестре» совпало с началом увлечения Дега театром и балетом. Пространство холста разделено на две почти равные части: темную оркестровую яму с музыкантами и ярко освещенную сцену с танцовщицами. Два диаметрально противоположных мира отличаются не только контрастной одеждой, но и двойной точкой зрения на зрительный зал. Трое музыкантов обращены спинами к наблюдателю, а замершие в танце балерины показаны в анфас. Интересна дальнейшая история картины, связанная с ее серьезной доработкой Дега через два года после создания. Будучи недовольным внешним видом холста, художник обрезал полотно на пять сантиметров с каждой стороны и нарастил его примерно на двадцать сантиметров вверх. Первоначально усеченная верхняя часть холста с танцовщицами, написанными по пояс, была виртуозно дописана до полноразмерных фигур. Изящное изменение композиции стало своеобразной метафорой творческого развития Дега с его мрачными примерами повседневной жизни в прошлом и светлыми театральными пастелями в будущем.