Репин Илья Ефимович «Отказ от исповеди перед казнью», 1879 — 1885
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Реализм
В ноябре 1879 года известный художественный критик Стасов В. В. — близкий приятель И. Е. Репина — познакомил художника с опубликованной в нелегальном журнале «Народная воля» поэмой Н. М. Минского (Виленкина) под названием «Последняя исповедь». Произведение произвело на Репина огромное впечатление, и у него появился замысел новой картины «Исповедь» (авторское название картины, которую в советское время переименовали в «Отказ от исповеди перед казнью»).
Репин мастерски строит композицию полотна: глубина пространства камеры достигается посредством диагонального расположения арестантской койки, связь между персонажами устанавливается расположением их лицом друг к другу. Художник отказывается от изображения спора средствами движения и жестикуляции фигур, переводя столкновение мировоззрений в плоскость внутренней психологической выразительности.
Главный герой картины «Отказ от исповеди перед казнью» изображен Репиным в фас. Он выглядит измученным заточением, однако воля революционера не сломлена, в его усталом взгляде читается решимость и презрение к смерти. Репин первым из русских мастеров живописи обратился к теме революционного движения. Творчество мастера включает цикл картин, главными героями которого стали представители «Народной воли».