Михаил Врубель «Полет Фауста и Мефистофеля», 1896
Третьяковская галерея, Москва
Символизм
Почти все свои работы Врубель создавал по мотивам какого-либо музыкального или литературного произведения. Такова серия его работ, которую можно объединить одной темой — «Фауст».Над ночным городом проносится зловещая пара коней, косматые гривы развеваются, кажется мы сейчас услышим тяжелый храп, но ни один звук не потревожит тишину ночи. Мефистофель верхом на лошади с белой гривой торжествующе повернулся к Фаусту; взор его ужасен. Лицо же Фауста решительно и непроницаемо. Колючки чертополоха на переднем плане картины придают мистической сцене почти зловещую реалистичность.Таково же его панно «Фауст. Триптих», написанное в этом же году для украшения московского дома А. В. Морозова. Это таинственное произведение с колючими угловатыми формами изображает задумавшегося посреди библиотеки Фауста, Маргариту с белыми лилиями ног и листающего книгу Мефистофеля. Здесь герои выглядят словно призраки европейского средневекового замка.Существует несколько десятков эскизов, карандашных зарисовок, которые могли воплотиться в жизнь и занять достойное место среди законченных произведений художника. Многие из них утрачены и существуют только на фотографиях. Однако, они имеют очень большую ценность для историков искусства как материал для изучения творческих и духовных поисков гения.