Пьер Сесиль Пюви де Шаванн «Сострадание», 1887
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Символизм
В картине «Сострадание» (1887) Пюви де Шаванн изобразил встречу отчаявшейся падшей женщины, символизирующей раскаяние, с монахиней, суть которой милосердие. Ощущение неподвижности и величавости, многозначительной тишины достигается упрощенностью и лаконичностью художественного языка. Пюви де Шаванн не пытается поучать своим искусством, но прежде всего внушает зрителю свое настроение при помощи красок и линий. Художник пытается постичь скрытое от обычного взгляда состояние природы и человеческой души. При своих небольших размерах произведение воспринимается монументальным, похожим на фреску. Пюви де Шаванн был одним из первых живописцев своего времени, стремившихся возродить монументальную живопись в рамках станковой картины. Именно так были созданы его панно «История Св. Женевьевы» для парижского Пантеона. К этой же тенденции примыкает и картина «Сострадание». Известно утверждение художника, что «истинная роль живописи — одухотворение стен».