Оскар Кокошка «Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат», 1909
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Экспрессионизм
Картина создана по заказу семьи искусствоведов, поклонников авангардной живописи. Работа должна была стать свадебным портретом. Заказчики были людьми важными для любого молодого художника. Вот и Кокошка с радостью взялся за работу. В этот период своего творчества автор переживает не только творческий, но и личный кризис. На 1908-1909 годы приходится время лечения от сифилиса. Диагноз стал широко известен публике, к скандальной репутации развратника и дебошира, добавилась «слава» сифилитика. На страницах газет пестрели призывы «приходить на выставки этого типа только в перчатках» и прочие нелестные перлы. Заказчики пренебрегли общественным мнением… На картине пара очень разных по внутреннему звучанию людей. Если мужчина напряжен, то женщина погружена в свои мысли. Лица героев непроницаемы, но состояние понятно зрителю. Центр внимания публики сосредотачивается на руках героев. Автор старательно выписывает каждую линию рук, добавляет ярких красок и существенно увеличивает размер ладоней, нарушая все мыслимые пропорции и ломая перспективу. Использующий, наряду с кистями, пальцы, иглы, ладони, автор нервными штрихами подчеркивает нервозную атмосферу работы, предвосхищает насыщенную и взрывную жизнь молодоженов. Цветовое решение фона, выдержанное в противоположных по гамме цветах, наполняют работу особой энергетикой, драматизмом. Несмотря на авангардистское видение и особенности передачи пространства, в работе очень точно выписаны лица героев. Искусствоведы полагают, что это единственная работа мастера, где лица людей не подвержены искажению, которое так характерно для экспрессионистов.