Константин Федорович Юон «Августовский вечер. Последний луч. Лигачево», 1948

Третьяковская Галерея, Москва

Реализм

Полвека жизни мастера связано с подмосковной деревней Лигачёво, в живописных окрестностях которой написаны его лучшие пейзажи. В Лигачёве написана и картина «Августовский вечер. Последний луч». В ней внимание художника сосредоточено не на пейзаже, а на воспроизведении внутреннего пространства дома, его интерьера.

Конец лета был любимым временем года К.Ф. Юона. Тема августовских вечеров в его творчестве появилась в 20-е годы, когда художник приобрел деревенский дом в селе Лигачёво, что под Москвой. Картина «Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво» была написана уже зрелым мастером в 1948 году. На полотне изображена веранда лигачёвского дома Константина Фёдоровича, а ведь Юон более пятидесяти лет провёл там. Какие чувства могут его связывать с домом, который за такой длительный период стал совсем родным?.. Наверное, запечатлев на холсте скромную красоту комнаты, хозяин стремился удержать её облик для воспоминаний о годах, проведённых в ней. Итак, деревня Лигачёво. Августовский вечер на закате дня – прощание с летом. Последние лучи солнца освещают пустую террасу с распахнутыми в сад окнами.

Изображение интерьера комнаты пленяет своей скромной красотой: простые деревянные стены, дощатые полы, раскрытые настежь окна без занавесок, удобная деревянная мебель. Возле всех окон и около стола стоят большие старинные стулья, это свидетельствует о том, что автор любил принимать много гостей такими тёплыми летними вечерами. Раскладное кресло у дальнего окна. Широкий большой стол, стоящий в центре репродукции, накрытый белой чистой скатертью, дополняющей атмосферу уюта и покоя. Натюрморт вносит оживление в интерьер. Центром картины, главной деталью, является огромный шикарный букет, сразу притягивающий взгляд. Он составлен из последних даров природы, ведь на дворе месяц август (об этом нам говорит название картины – «Августовский вечер…»). Значит, скоро осенние заморозки, увядание природы. Этот букет, как «последний луч», привет лета… При взгляде на такую красоту даже кажется, что ощущаешь сладковатый запах света и радости, распространяющийся по всей веранде. Своеобразна ваза-кувшин с поддоном. Стол готов к чаепитию. Рядом с букетом стоит поднос, скорее всего серебряный, с настоящим русским самоваром и маленьким фарфоровым заварочным чайником. Тут же чашка с блюдцем и стакан с ложечкой на блюдце (видимо, хозяин любит пить чай из стаканов). С другого края стола лежат две книжки, может быть, с любимыми стихами, которые можно прочитать тихим вечером в ожидании чая.

Юон выбирает для своей картины предвечернее освещение. Детали уходящего солнца очень точно переданы на картине. Видны все тени и освещённые места. Вся комната просто сияет радостью, теплом и светом. Тёплые тона, которые живописец использует для изображения внутреннего пространства деревенского строения, он умело соединяет с прохладными, зеленоватыми, воссоздающими сад за окном. В своём полотне художник будто играет с оттенками. Краски сада ещё не угасли – наоборот, перед тем, как остыть, они горят особенно жарко. Художник словно предлагает зрителю проститься с пышностью и буйством красок – до следующего лета.

Пейзаж как будто врывается из-за окна и находит своё продолжение в виде роскошного жёлтого букета цветов, разместившегося в вазе на столе.

Поделиться