Камилла Клодель, скульптор
Камилла Розали Клодель родилась 8 декабря 1864 года во французской провинции, в деревушке Вильнёв-сюр-Фер в Шампани. В семье Клоделей было трое детей: Луиза, Камилла и Поль.
В шестилетнем возрасте Камилла поступила в Школу сестер христианского учения в Бар-ле-Дюке, но из-за частых переездов отца учение девочке пришлось оставить.. Но Луи-Проспер, отец, желавший дать детям хорошее образование, пригласил для них наставника — господина Колена. Кроме того, Камилла много читала.
Камилла обладала редкостным даром. Со всей пылкостью своей натуры она отдавалась всепоглощающей страсти — ваянию. Она настойчиво уговаривала мать, сестру, отца, брата позировать ей. В ее руках безликие куски гипса будто оживали. Удивительно, но пятнадцатилетнюю девушку признали как скульптора. Ее работы приняли и оценили мастера того времени. Например, три несохранившихся произведения — «Наполеон», «Бисмарк», «Давид и Голиаф» — очень понравились скульптору Альфреду Буше, жившему тогда в Ножан-сюр-Сен. Буше познакомил ее с директором Национальной школы изящных искусств Полем Дюбуа-Пигалем. Интересно, что когда Дюбуа-Пигалю показали несколько работ Камиллы, тот поинтересовался, не училась ли она у Родена.
В апреле 1881 года Клодели перебираются в Париж. Камилла посещает Академию Коларосси — частную художественную мастерскую (впоследствии известную как Гранд Шомьер).
К этим годам становления относятся первые дошедшие до нас работы Камиллы Клодель: “Поль Клодель в 13 лет” (1881) и “Старуха Элен” (1882). Камилле было соответственно 17 и 18 лет. Это уже не робкие опыты начинающей, а вещи, свидетельствующие об удивительном мастерстве. В это время Камилла Клодель очень решительно вырабатывает и утверждает собственный стиль.
И в том же 1881-м — «роковая» встреча с Роденом. Ей было 17 лет, ему — 41 год.
Говорят, что Родена поразили в первую очередь красота и страстность его молоденькой гостьи, а не ее мифические таланты, о которых говорили другие художники. Роден согласился пустить девушку в свою мастерскую при условии, что она будет беспрекословно выполнять любую грязную работу. Ну, и заодно, если уж ей так хочется, может чему-то учиться.
Девушка с радостью согласилась. Она впитывала любые советы своего наставника и создавала свои работы. Через некоторое время Роден уже настолько доверял своей ученице и ее талантам, что поручал ей завершать свои собственные скульптуры.
Вскоре Роден предложил Камилле полноценную совместную работу: «Врата Ада» выполнены с ее участием в качестве не только модели, но и форматора.
Их роман разгорелся стремительно… Она часто задерживалась в его мастерской допоздна…
Мать всячески пыталась внушить взрослой дочери, что задерживаться в мастерской Родена неприлично, что надо думать о своей репутации. Но вот у Огюста и Камиллы наконец появилось надежное место для встреч: Роден купил мастерскую Фоли-Небур — особняк, в котором когда-то встречались Ж.Санд и А.де Мюссе. Камилла тут же ушла от родителей и сняла квартиру на том же Итальянском бульваре, где располагалась новая мастерская.
И началась богатая событиями жизнь: Клодель и Роден ходят на приемы, посещают выставки, широко показывают свои работы. Но личная жизнь Камиллы остается неустроенной. Она влюблена, а Роден…вот уже двадцать лет Огюст Роден состоит в гражданском браке с Розой Бере, которая родила ему сына.
В 1892-1893 годах отношения Камиллы и Родена превратились в сплошной конфликт. Однако главная проблема была в том, что Камилла по-прежнему оставалась в тени своего знаменитого любовника. Они расстались мучительно, болезненно… Роден уехал в провинцию к Розе, а Камилла осталась в Париже и попыталась восстановить из руин свою творческую карьеру.
В музее Орсэ в Париже есть удивительная скульптурная композиция: изображена старуха, которая увлекает за собой пожилого мужчину с усталым печальным лицом. За ними на коленях — девушка: она в мольбе простирает руки, пытаясь удержать уходящего от нее человека. Это работа Камиллы Клодель, в которой она выразила драматизм своих отношений с Роденом.
В 1892 Камиллу же подстерегал еще один удар судьбы. Мадемуазель Клодель оправляется в Ислетте после тяжелой болезни – такова была официальная версия. Лишь один Поль знал, что сестра ждала от Родена ребенка, но у нее произошел выкидыш. Последствия «болезни» были таковы: Камилла Клодель больше не могла иметь детей.
Не порывая с Роденом окончательно, Камилла решительно отказывается от совместной жизни с ним. Она затворяется в своем доме на бульваре Итали. Ей всего тридцать. Она еще достаточно молода, чтобы вступить в новый этап творчества, которое отныне стремится сделать независимым. Первые произведения этого периода безусловно можно назвать шедеврами: “Вальс” и “Клото”, представленные в Салоне 1893 года.
В своем дальнейшем поиске она ориентируется на малые формы, пластически передающие психологическое состояние. “Болтушки”, представленные в Салоне Марсова поля в 1895 году, открывают этот цикл. За ними следуют “Камин”, иначе называемый “Глубокая задумчивость” (1897), и “Поющий слепой старик” (ок.1900). Другие работы цикла утрачены или уничтожены. Камилла продолжает заниматься портретом: бюст художника Леона Лермитта (1895), “Граф Мегре в костюме Генриха II” (1899), “Поль Клодель в 43 года” (1910).
Две работы на мифологические сюжеты выполнены в стиле, близком к тому, что господствовал тогда: “Гамадриада” (1897) и “Персей и Горгона” (1899). “Фортуна” и “Сирена” (до 1905) свидетельствуют о том, что Камилла выработала собственную классическую манеру, залог успеха у публики, обожающей прихотливые изгибы.
Но этот взлет будет остановлен болезнью…
В 1899-м она поселилась на набережной Бурбон в мрачной двухкомнатной квартире, где проживет до 1913 года. Персональная выставка 1905 года, устроенная с помощью Родена (Камилла об этом не знала) в галерее Эжена Бло, уже не обошлась без странностей художницы. Она появилась на публике до такой степени раскрашенная белилами и румянами, что по залу прокатился гул недоумения.
В 1902 году Камилле предложили выставить свои работы в Праге, но, узнав, что там же будут произведения Родена, она отказалась: «Конечно, в Праге, если я соглашусь выставиться бок о бок с г-ном Роденом, чтоб он мог, как ему того хотелось бы, изображать моего покровителя, давая понять, что мои работы всем обязаны его наставлениям…». Хотя работать Клодель еще продолжала. Но наступал момент, когда она принималась крушить все только что созданное без остатка…
Большая любовь лишила ее материнского и семейного счастья. От любви до ненависти, как известно, один шаг. В случае с Камиллой это был еще и шаг к безумию. В 49 лет она попала в клинику для душевнобольных и провела там долгих 30 лет. Так она расплатилась за любовь к гению, благодаря которой рождались шедевры. В некоторых из своих работ, особенно в мраморе, ученица, по мнению знатоков, превзошла своего учителя. «Шакунтала», «Болтушки», «Девочка из Илетт», «Зрелый возраст» и другие работы стали вехами их любовной истории, такой напряженной и бурной, что с окончанием ее рухнуло все — пошатнулся разум Камиллы, ослаб дар Мастера. Куда-то ушла стремительность камня, присущая его работам ранее. А она, достигшая невозможного равновесия в стиле, будто в пример учителю, вдруг потеряла собственное, земля ушла из-под ее ног….
Только в середине XX века знатоки искусства начали выискивать по всему свету ее немногочисленные сохранившиеся работы, увидев в них наконец-то то, что пыталась выразить эта несчастная женщина всю свою жизнь, – страсть и щемящую нежность.
Теперь у входа в музей Орсэ в Париже, где экспонируются её работы, всегда очередь. Сюда приходят, чтобы увидеть то, что создано её руками, её сердцем, душой. Увидеть, задуматься и непременно рассказать об увиденном.
Фото.
2. Поль Клодель в 13 лет. 1881
3. Старуха Элен. 1882
4. Мой брат или молодой римлянин 1884-1887
5. «Зрелый возраст»
6. Вальс
7. Болтушки
8. Поль Клодель в 43 года
9. Персей и Горгона