Алексей Данилович Кившенко «Военный совет в Филях», 1880
Русский музей, Санкт-Петербург
Реализм
Военный совет в Филях был описан Л.Н.Толстым в романе «Война и мир», по этому описанию и была написана знаменитая картина.
Воспроизводя на своем полотне историческое событие, Алексей Кившенко (1851–1895) точно следовал за писателем. Так же как в романе, за столом расположены действующие лица, на печку взобралась внучка хозяина избы. Мы видим здесь М. И. Кутузова, П. С. Кайсарова, П. П. Коновницына, Н. Н. Раевского, А. И. Остермана-Толстого, М. Б. Барклая де Толли, Ф. П. Уварова, Д. С. Дохтурова, А. П. Ермолова, К. Толя и Л. Л. Беннигсена. Все персонажи не только портретно похожи — художнику удалось передать их душевное состояние, показать отношение каждого к происходящему. И то сказать: решается судьба России. Оставить Москву или принять сражение? И вот-вот прозвучит знаменитое кутузовское: «С потерей Москвы Россия еще не потеряна».
Биограф Кившенко В. Г. Казанцев писал, что «Военный совет» заинтересовал художника «не своими блестящими мундирами, не эффектом освещения, а именно желанием воспроизвести в красках выражение лиц у участников этой великой драмы, разыгравшейся в такой скромной обстановке, <…> величие и глубокий смысл переживаемого момента». Не зря это полотно стало хрестоматийным — без него не обходилось и не обходится ни одно издание, ни одна выставка, посвященные Отечественной войне 1812 года. «Картина, <…> разошедшаяся по России в тысячах репродукций, сразу выдвинула Алексея Даниловича среди исторических художников и сделала известным его имя в России, а затем и за границей». Написанная к ноябрю 1879 года, она принесла автору право на пенсионерскую поездку, была повторена для галереи П. М. Третьякова (1882) и произвела фурор на Берлинской выставке (1886).