Василий Андреевич Тропинин «Кружевница», 1823
Третьяковская галерея, Москва
Романтизм
«Кружевница» — первый образ, появившийся в череде женских портретов, посвященных не парадному выходу. Этот портрет выполнен совершенно в другой стилистике. Тропинин как бы явился первооткрывателем этого жанра, показав женский образ без привычной помпезности, парадности и чопорности. Вслед за «Кружевницей» Тропинин пишет «Золотошвейку», «Пряху», «За прошивками» — здесь созданы образы женщин-тружениц, далеких от праздности и богатства блестящих дворянских сословий.
Изображенная на портрете девушка занята кропотливым трудом — она плетет кружево. Перед ней станок с полотном, в руках она держит коклюшки. Работа плетения кружева — кропотливая и тонкая, оторваться практически невозможно. Но Василий Тропинин поймал тот единственный миг, когда кружевница отрывает голову от работы и смотрит на зрителя. Кажется, что девушке работа ничуть не в тягость, даже наоборот, доставляет удовольствие. Ее миловидное лицо тронуто едва заметной улыбкой, взгляд блестящих темных глаз спрашивает: «Вы что-то хотели?» От всей фигуры девушки, плетущей кружево, веет домашней обстановкой, повседневным духом бытовой радости.
Ее неброская милая красота привлекает внимание зрителя. Живописцу удалось запечатлеть тот женский облик, в котором каждая женщина находит и свои черты. Поворот головы, взгляд, постановка рук — все в «Кружевнице» дышит новизной и свежестью.
Современники Тропинина наперебой восхищались портретом, для них это был прорыв в новую область художественного творчества, которую только предстояло изучить. Ясные краски палитры, незамысловатость сюжета, простота линий и освещения, сам облик этой красавицы-труженицы являлись для того времени новаторством, которое было по достоинству оценено и признано. Стиль, принесенный Тропининым в искусство, стал называться портрет-типом, где через единственного конкретного человека можно было судить о всем типе людей, состоявших в этом круге.