Николай Рерих «Матерь мира», 1924
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Символизм
Картина приковывает к себе восхищенный взгляд как мастеров изобразительного искусства, так и любителей. Надо сказать, что у Николая Рериха (в его творческом наследии) есть два варианта этой картины. Но сегодня речь пойдет лишь об одном из них.
Данная картина по-настоящему завораживает. Глядя на нее, чувствуешь как ты сам будто сам возносишься над рекой жизни, над которой возвышенно изображена мать всего сущего — Матерь Мира.
Казалось бы темные тона картины должны бы настраивать зрителя на печальный, минорный лад, но чудо, глядя на эту картину-икону, ощущаешь прямо противоположные чувства: вместо печали — радость, вместо минора — мажор.
С удивительной живостью удалось художнику передать в картине ощущение беспредельности бытия и необятности космоса. Вообще вся эта картина наполнена глубоким сакральным смыслом и построена на символах. Скрытое под покрывалом наполовину лицо Матери Мира тоже несет в себе определенный знак — непостижимость данной расой божественной души (как известно глаза во все времена отождествлялись с душой, называясь зеркалом души), так вот художник здесь намеренно скрыл душу Матери Мира, как самую большую загадку жизни.
Картина по своему творческому замыслу не планировалась художником как икона. Хотя сегодня она по своей композиции явно могла бы соответствовать такому значению. Перед Николаем Рерихом стояла задача не увековечить на холсте очередной символ божества, но отразить образ все любящей Матери всего сущего, который присущ каждой мировой религиии не только, показать ее зрителю с другой стороны.
На этом полотне мы видим в первую очередь Женщину, Женщину — прародительницу всего живого, возвышающуюся над бурной рекой времени, над всеми земными оковами и спокойно и безмятежно парящую в беспредельности.
Хоть художник и спрятал ее глаза под покрывалом, чувствуется, что взгляд ее светел и устремлен к зрителю в самое сердце. Ее взгляд способен проникнуть и в самую душу. Вглядываясь во все детали этой шедевриальной картины, отчетливо понимаешь, что ты не один во Вселенной, что все то, что нас сейчас окружает не возникло просто само по себе и из ниоткуда.
Проникаясь этой картиной, начинаешь трептнее относиться к жизни в целом, и ко всему живому в частности, чувствую во всем окружающем тебя и в себе самом частичку божественной любви и божественного огня, которым наделила нас матери Мира, впустив в этот мир.
Эта картина больше, чем просто икона или обычное произведение искусства: эта картина, картина-стимулятор любви и жизни, которая беспредельна.