Джон Эверетт Милле «Офелия», 1852
Национальная галерея Тейт, Лондон
Прерафаэлитизм
Образ Офелии всегда привлекал художников . Особенно прерафаэлитов. Самая знаменитая из них — « Офелия » или «Смерть Офелии » — принадлежит кисти Джона Эверетта Милле (1852 г.).
«Слава влюблена в него» — писали современники о Джоне Эверетте Милле. Ни один из английских художников не пользовался при жизни таким головокружительным успехом.
На картине Офелия изображена сразу после падения в реку, когда свои венки «повесить думала на ветках ивы». Она поёт горестные песни, наполовину погружённая в воду. Её поза — раскрытые руки и взгляд, устремлённый в небо, — вызывает ассоциации с Распятием Христа. Девушка медленно погружается в воду на фоне яркой, цветущей природы, на её лице нет ни паники, ни отчаяния. И хотя смерть неизбежна, на картине время как будто замерло. Милле удалось мастерски запечатлеть мгновение, которое проходит между жизнью и смертью.
Считается, что пейзаж « Офелии » — квинтэссенция английской природы, «прекраснейший английский пейзаж; пронизанный скорбью». Образ Офелии художник писал в своей студии после создания пейзажа, что было необычно для тех времён. Пейзажи считались менее важной частью картины, поэтому оставлялись на потом. Моделью стала девятнадцатилетняя Элизабет Сиддал, будущая жена Данте Габриэля Росетти – основоположника Общества прерафаэлитов. Элизабет тоже была художницей и поэтессой.
Современники так отзывались о ней: «Элизабет Сиддал была олицетворением той красоты, которую прерафаэлиты обессмертили в ряде наиболее выдающихся произведений. Она сохраняет репутацию загадочной, трагической фигуры. Безмолвная, малокровная и болезненная, с копной медно-рыжих волос и печатью меланхолии на лице, она умерла через два года после того, как вышла замуж за Россетти, от передозировки настойки опия, которую она принимала, чтобы облегчить свой недуг».
Цепочка фиалок вокруг шеи – смерть в молодом возрасте.
Интересно отметить, что « Офелия », купленная у Милле за 300 гиней, сейчас находится в Национальной галерее Тейт в Лондоне. Эксперты оценивают ее стоимость не менее чем в 30 миллионов фунтов стерлингов.