Василий Васильевич «Портрет девушки-бачи», 1867
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Он был сложным, сильным, непростым человеком. Решительно-безжалостная трезвость суждений и взглядов сочетается в нём с утопической верой в действенность нравственной проповеди средствами искусства. Принятая на себя миссия “учителя жизни” нередко приходит в столкновение с эгоцентризмом натуры и высокомерным третированием “толпы”, равно как призыв к милосердию, сочувствие к чужому страданию — с пристрастием наблюдать и показывать жизнь в ее жестоких подробностях. Но при всех крайностях и контрастах этой сложной русской души в нём неизменно ощутимы оригинальность, смелость и высота натуры, та своеобразная грандиозность личности…”
Однажды художник воскликнул:
«…Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого».
И действительно, у Василия Васильевича немало мирных сцен, прекрасных зданий, пейзажей и портретов. Особенно интересны работы азиатской и восточной серии. Туркестанская серия произвела в своё время ошеломляющее впечатление. То, что показал Верещагин, было ново, оригинально, неожиданно: это был целый неведомый мир, представленный замечательно ярко в своей правде и характерности. Изумляли краски и новизна письма, техника, не похожая на технику русских современников.