Павел Николаевич «Война с Германией»
1914-1915
Творчество – есть сделанность, рисунок – есть сделанность, форма и цвет есть сделанность. Форма даётся упорным рисунком. Каждая линия должна быть сделана. Каждый атом должен быть сделан, вся вещь должна быть сделана и выверена. Основа живописи – сделанный рисунок и выявленный цвет, живопись – есть упорная работа цветом как рисунком над формою. Живопись – есть вывод из рисунка. Живопись – есть цветовой вывод из раскрашенного рисунка. Упорно и точно думай над каждым атомом делаемой вещи. Упорно и точно делай каждый атом. Упорно рисуй каждый атом.
Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался как тепло в тело или органически был связан с формой как в природе клетчатка цветка с цветом.
И твоим принципом мастера пусть будет лозунг: «Я могу делать любую форму любой формой и любой цвет любым цветом, а произведение искусства есть любая вещь, сделанная с максимумом напряжения аналитической сделанности».
<...> Всякий видит под известным углом зрения, с одной стороны и до известной степени либо спину, либо лицо объекта, всегда часть того, на что смотрит, – дальше этого не берёт самый зоркий видящий глаз, но знающий глаз исследователя, изобретателя – мастера аналитического искусства стремится к исчерпывающему видению, поскольку это возможно для человека; он смотрит своим анализом и мозгом и им видит там, где вообще не берёт глаз художника. Так, например, можно, видя только ствол, ветви, листья и цветы, допустим, яблони, в то же время знать или, анализируя стремиться узнать, как берут и поглощают усики корней соки почвы, как эти соки бегут по клеточкам древесины вверх, как они распределяются в постоянной реакции на свет и тепло, перерабатываются и превращаются в атомистическую структуру ствола и ветвей, в зелёные листья, в белые с красным цветы, в зелёно-желто-розовые яблоки и в грубую кору дерева. Именно это должно интересовать мастера, а не внешность яблони.
П. Филонов, 1928–1929