Василий Григорьевич «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862
За монахом ухаживает, пытающаяся ему угодить, девушка. Справа с потянутой рукой к столу подошёл со своим босоногим и неопрятно одетым малолетним поводырём просящий подаяния слепой, одноногий нищий ветеран войны. Хозяйка, обслуживающая служителя церкви, небрежно отталкивает беднягу, чтобы тот не надоедал её дорогому гостю.
В данном произведении художник изобличает служителей церкви. Основной идеей картины является стремление показать отсутствие милосердия и благожелательности у тех, кому самим Богом предопределено их проявлять и настаивать на этих добродетелях свою паству. Это проявляется в образе широколицего, тучного монаха, который совершенно не обращает внимания на просящего милостыню и продолжает спокойно и непринуждённо пить чай из блюдца.
Основной конфликт картины сосредоточен вокруг двух жестов: просящем со стороны нищего и отталкивающем со стороны хозяйки. Мораль произведения кроется в противопоставлении беспомощности бедных и слабых людей, лицемерия монаха-служителя церкви и бесстыдного равнодушия девушки к чужому горю.
Желая подчеркнуть идею картины, мастер с глубоким пониманием человеческой психики детально передаёт в свойственной ему манере написания образы героев, включая их жесты и мимику, и окружающее их пространство.