Леонардо да Винчи «Айзелуортская Мона Лиза», 1505
Возрождение
В сентябре 2012 года в Женеве представители швейцарского Фонда «Мона Лиза» впервые представили публике, по их утверждению, раннюю версию знаменитой картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». По мнению экспертов результаты многочисленных исследований не оставляют сомнения, что представленная картина, написанная на 11-14 лет раньше знаменитой «Джоконды», находящейся во Франции в Лувре, принадлежит также кисти Леонардо да Винчи.
Обе «Джоконды» очень похожи, но улыбка «новой» более ярко выражена, а лицо свежее и моложе. Картины различаются размером, цветовой гаммой и фоновым сюжетом. «Новая Мона Лиза» написана на холсте и немного больше по размеру «Моны Лизы» из Лувра, написанной на доске.
«Новая Мона Лиза» известна историкам искусства около 100 лет. В 1914 году картина была куплена (по другим данным найдена в заброшенном поместье) английским художником и критиком Хью Блейкером, который жил в лондонском районе Айзелуорт, по имени которого картина получила оригинальное название «Мона Лиза Айзелуортская». В 1964 году полотно было приобретено американским коллекционером Генри Пулитцером, опубликовавшим в 1972 году книгу, в которой он утверждал, что автором полотна является Леонардо да Винчи. В связи с недостаточностью доказательств, публикация в то время не вызвала интереса. В 1979 году после смерти Генри Пулитцера картина перешла в руки консорциума из несколько коллекционеров, основавших Фонд «Мона Лиза». На протяжении последних сорока лет картина хранилась в банковском сейфе в Швейцарии.
Публичному показу картины предшествовала 35-летняя кропотливая работа международной группы экспертов и ученых, приглашенных Фондом «Мона Лиза». Итог многолетних трудов исследователей, на которые было потрачено более миллиона евро, изложен на 320 страницах монографии «Mona Lisa: Leonardo’s Earlier Version». В книге приведен анализ нескольких десятков копий «Джоконды» разных авторов, датируемых XVI-XVII веками, представлены исторические и научные доказательства того, что «Мона Лиза Айзелуортская» написана Леонардо да Винчи.
С точки зрения математики эксперты объясняют принадлежность полотна кисти Леонардо тем, что она выполнена в строгом соответствии с принципом «золотого сечения», которого художник, увлекавшийся геометрией, последовательно придерживался в своем творчестве. Помимо этого, эксперты подтвердили, что полотно написано левшой, которым и был художник.
Многочисленные исследования картины с использованием самых современных технологий, в том числе при помощи ультрафиолетового, инфракрасного излучения, рентгена, доказывают, что картина была создана в начале XVI века. С помощью компьютерного анализа удалось установить, что пропорции портретов (включая лица, руки и многие фрагменты), несмотря на их разные размеры, в точности соблюдены. Результаты компьютерного моделирования старения женского лица подтвердили, что «Мона Лиза» из Лувра выглядела в молодости, как «Мона Лиза Айзелуортская».