Пабло Пикассо «Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)», 1901
Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва
Голубой период
Картина открывает «голубой период» творчества великого художника. Период этот наполнен грустью, печалью и философским пессимизмом. Размышления о предназначении художника в этом мире, о его непростом пути к сердцу публики — программная основа творчества этого этапа.
Перед нами пара уличных артистов за столиком кафе. Известно, что мастер часто посещал это парижское заведение, служившее одновременно биржей для многочисленных акробатов, мимов и жонглеров, которые приходили сюда в надежде получить хоть какую-то работу. Арлекин сосредоточен и внимателен. Он следит за постояльцами, в надежде разглядеть своего будущего работодателя. Его подружка, напротив, рассеянна и печальна.
Автор рассматривает этот союз творческих личностей через призму классических отношений мужчины и женщины. Если мужчина энергичен и занят поиском возможности заработать, то женщина полностью полагается на своего партнера. В глазах «коломбины» тоска и усталость. Этот вечер для нее, в первую очередь, возможность перевести дух, отдохнуть и хоть на некоторое время забыть о вечных заботах и неустроенности. Зритель видит сильных, молодых людей, утомленных тяжелой жизнью уличных артистов.
Вся работа наполнена печалью и даже некоторой тоской. Артисты в постоянном поиске, их неустроенность и полная зависимость от случая вызывают сочувствие у зрителя. Голубой цвет, символ депрессии в творчестве художника, здесь еще не довлеет над другими цветами. Художник уравновешивает их крупными красными, желтыми и небольшим зеленым полем. Колорит работы создает сложное настроение работы, атмосферу легкой грусти, печали, апатии. С другой стороны, мастер дает зрителю надежду на удачу, которая ждет только тех, кто старательно за ней охотится.