Альбрехт Дюрер «Автопортрет», 1500
Старая пинакотека, Мюнхен
Возрождение
Этот автопортрет является одной из известных картин художника, долгое время хранившейся в его семье и не предназначенной для широкой публики.
На автопортрете мы видим еще достаточно молодого человека с красивым лицом (художнику во время написания работы не было и 30 лет). Его умные и чуть усталые глаза внимательно смотрят на зрителя, полноватые губы, обрамленные небольшой бородкой и усами, свидетельствуют о чувственности и жажде любви. Завитые волосы аккуратными локонами спускаются ниже плеч на отделанные мехом дорогие одежды, правая рука приподнята к груди.
Новаторством Дюрера было изображение себя в анфас на светском портрете (напомним, что в этот период (1500 г.) фигуры на светских портретах изображались в профиль или в полупрофиль и только религиозные изображения могли быть выполнены в манере анфаса).
Подобное изображение прямо пересекается с иконописным изображением Иисуса Христа, тем более, что можно заметить сходство лица художника и облика Спасителя (те же длинные волнистые волосы, небольшая борода и усы, худое лицо с классическим чертами и т. д., надписи на потрете как на иконе в правой и левой части картины). Подобные художественные полотна были характерны для художников эпохи Возрождения, провозглашавших идеал человека, сравнивавших его с земным богом.
Таким образом, художник приподнимает себя самого как представителя этого нового времени, которое возводит на пьедестал человека-творца (недаром он так тщательно выписывает свою правую руку, создавшую это изображение). Сам он, по воспоминаниям современников, признавался, что хотел увековечить свое имя и молодое лицо, написав его «вечными красками», которые не способна стереть смерть.