Томас Икинс «Борцы», 1899

Музей искусств округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес

Реализм

На картине изображён борцовский поединок между двумя почти обнажёнными мужчинами, один из которых, просунув руки через подмышки второго, удерживает его при помощи приёма «двойной Нельсон». За ними стоят трое мужчин: спортсмен на гребном тренажере, рефери и другой борец. Подпись Икинса располагается на стене борцовского зала. Основное внимание зрителя сфокусировано на двух обнаженных фигурах, однако Икинс, ценивший человеческое тело в момент наибольшего совершенства, в своей картине вероятно не ставил целью простое развлечение буржуазной публики. Об этом может говорить и тот факт, что на полотне можно заметить следы рутинной американской жизни, проявившиеся в загорелых лицах и руках борцов, намекающих на то, что они принадлежат к рабочему классу.

Композиционная структура произведения Икинса, заключающаяся в изображении сцепившихся тел, перекликается с работой другого филадельфийца — Джорджа Лакса, написавшего в 1905 году картину «Борцы». В то время как Лакс передал на полотне живую страсть, источающуюся вздыбленными телами, Икинс изобразил в своей работе момент удержания одного борца другим, мастерски подмеченный взглядом художника в своей студии. Лакс будто оживил своих героев энергичными мазками и толстым «импасто», а Икинс же, напротив, накладывал тщательно смешанные мазки краски на предварительно намеченные контуры фигур, чему научился у Жерома. Известно, что Икинс тщательно следил за боксерскими поединками для того, чтобы детали на его картинах соответствовали действительности, но он никогда не пытался изобразить борцов в реальной схватке.

Поделиться