Джон Эверетт Милле «Чёрный брауншвейгец», 1860
Национальный Музей Ливерпуля, Великобритания
Прерафаэлитизм
«Черный брауншвейгец» – одна из самых известных картин английского художника-прерафаэлита Джона Эверета Милле. Эта картина отправляет нас в XIX век, в эпоху наполеоновских войн, когда, пожалуй, каждый человек должен был решить, на чьей он стороне, чьи мысли и идеалы поддерживает.
Картина «Черный брауншвейгец» была написана Милле в 1860 году, и считается, что побудила его к этому история, рассказывающая об известном бале, устроенном герцогиней Ричмондской накануне битвы у Катр-Бра. Блестящие офицеры, проведя ночь за танцами с первыми красавицами и своими возлюбленными, прямо из бальной залы отправлялись на поле битвы. Битва у Катр-Бра прославила Брауншвейгский черный корпус, но почти все солдаты и офицеры погибли в том бою.
Вот и на картине Милле мы видим как раз сцену прощания офицера Черного корпуса со своей юной возлюбленной, одетой в бальное платье. Он уже готов отправляться в бой, на нем полное обмундирование, в руке – головной убор с серебряной нашивкой в виде мертвой головы (форменный головной убор брауншвейгцев). Но девушка не готова отпустить своего возлюбленного, она словно чувствует, что это их последняя встреча – известно, что мало кто из брауншвейгцев выжил в той битве. И как символ крови, которая прольется в скором будущем, алеет красный бант на ее рукаве. А офицер уже открывает дверь, и в последней попытке удержать его девушка приникает к своему возлюбленному, демонстрируя свою нежность и преданность.
Есть на картине еще один персонаж, который так же находится около уходящего брауншвейгца – это маленькая собачка, стоящая на задних лапах – она тоже просит его не уходить, и так же как у девушки, на ней повязан красный бант. Вообще, красный цвет был символом борьбы против захватчика во многих воинских частях, но здесь – это, скорее, символ будущей потери, символ разлуки навсегда.
Несмотря на всю простоту композиции, есть в картине Милле все же один момент, который вызывает довольно много споров у искусствоведов. Он касается портрета Наполеона кисти Давида на стене. Означал ли этот портрет то, что девушка была тайной поклонницей захватчика, против которого шел сейчас сражаться ее возлюбленный? Как же велика тогда ее печаль в этот момент! Или же портрет висит здесь как символ ненависти к врагу и страстного желания его повергнуть? Но враг пока силен и сдаваться не собирается – ведь не случайно Милле выбрал именно этот портрет – Наполеон, гордо восседающий верхом на коне на перевале Сен-Бернар. Ясно одно: этот портрет на стене – далеко не случайная деталь, ведь прерафаэлиты никогда ничего не помещали на свои картины случайно.
Для картины «Черный брауншвейгец» Милле позировала очень известная девушка – Кейт Перуджини, художница, дочь знаменитого английского писателя Чарльза Диккенса. Что же касается молодого человека, то его имя не сохранилось, есть сведения, что это лейб-гусар, жизнь которого прервалась вскоре после того, как картина была закончена. И невольно возникает мысль о судьбе человека: ведь герой, для которого позировал этот молодой человек, офицер Брауншвейгского корпуса тоже, скорее всего, погиб вскоре после сцены, запечатленной художником.