Ян Вермеер «Девушка, примеряющая ожерелье», 1662-1664
Картинная галерея, Берлин-Далем
Жемчуг в европейской классической живописи имеет несколько противоречивую иконографию. С одной стороны, он был признаком тщеславия и кокетства. Но одновременно жемчуг символизировал девственность. В руках у женщины ленты ожерелья. В 17 столетии еще не были изобретены ювелирные застежки, и подобные украшения просто завязывались лентами. Желтая занавеска на окне гармонирует с цветом одежды девушки, сочетание желтого и темно-синего придает картине цветовую законченность. Освещенная стена объединяет части левую (окно и занавес) и правую (фигуру девушки) части картины. Нарядная прическа девушки, украшенная лентами, серьги в виде одиночной жемчужины, подчеркивают ее высокий социальный статус. Эту картину Катарина Болнес, жена Вермеера, держала в своей спальне, и до последнего не хотела продавать после смерти художника. Поэтому считается, что на картине изображена именно она. В начале 60-х, во время создания картины «Девушка, примеряющая ожерелье» Катарине было приблизительно 33 года, вероятно, Вермеер изобразил ее на холсте несколько моложе.