Густав Климт «Древо жизни»(Ожидание-Древо жизни-Свершение), 1909
Венский музей прикладного искусства, Вена, Австрия
Модерн
Само название картины – «Древо жизни» – будит в сознании любого человека массу ассоциаций. Это и библейское Древо познания, включающее в себя всю мудрость мира, и более приземленное генеалогическое древо, иллюстрирующее происхождение отдельного человека, и многое другое…
Именно этот элемент занимает центральную часть фриза, простираясь и на соседние элементы. Его ветви завиты спиралями – ещё одним древним символом, знаком вечности и бесконечности. Если присмотреться, то на картине можно обнаружить массу других элементов, в первую очередь круги, треугольники и квадраты. Критики называют их олицетворениями мужского и женского начала, отсылая к работам Зигмунда Фрейда, которые имел достаточно сильное влияние на творчество Климта.
Но, пожалуй, самый важный элемент картины – это черный нахохленный ворон, сидящий на одной из ветвей. Он как бы напоминает, что Жизнь без Смерти невозможна, как и Смерть без Жизни. И именно такое диалектическое единство делает гармоничным их существование.
Золотое дерево
Над этим фризом Густав Климт работал долгие шесть лет. Это было его последнее монументальное произведение. Основное тон – золотой, что характерно для его творчества. Остальные цвета только подчеркивают чистое и яркое золото.
Этот фриз относится к Золотому периоду, также как и многие другие знаменитые полотна («Золотая Адель», «Поцелуй»). Именно эта техника была лучше всего воспринята критикой. По всей видимости, её корни нужно искать в детстве художника, ведь его отец был гравировщиком по золоту и обучил сына работе с этим материалом.
Можно долго рассказывать о символизме картины, её технике, идейности и других, не менее важных вещах, но они не помогут ответить на вопрос, почему же это Золотое Дерево Жизни и сидящий на нем Черный Ворон заставляют пристально вглядываться в полотно, ища скрытый смысл? Но на него каждый должен ответить сам для себя.
В творческой карьере Климта это был последний крупный заказ.