Джованни Баттиста Пьяццетта «Экстаз святого Франциска», 1729
Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца
Картина написана Пьяццеттой в 1729 году для левого алтаря церкви дель Арачели в Виченце. С 1733 года в правом алтаре находилась композиция Джованни Баттисты Тьеполо «Непорочное зачатие». Обе картины перешли в собрание Картинной галереи в Палаццо Кьерикати – в 1933 и в 1954 году соответственно.
Для Пьяццетты, главного в Венеции представителя направления, получившего название «тенебросо», характерен драматичный, пафосный стиль и подчеркнутые контрасты светотени. Художник завоевал большую известность благодаря важным заказам для венецианских церквей.
Композицию картины из Виченцы определяет зигзагообразное движение, вызывающее у зрителя ощущение, близкое к головокружению. Вспышки контрастной светотени – от земной фигуры брата Льва, написанной земляными красками, до небесного сияния ангела, бросающего мягкие отсветы на лик и руки святого, – наполняют сцену трепетным чувством и помогают создать величественное полотно, которое признано одним из шедевров венецианского художника.
Пьяццетта вводит заметное новшество по сравнению с традиционной иконографией: совмещая сцену экстаза и момент появления стигматов, он показывает, что св. Франциск переживает «мистическое преображение в распятого Христа».
Расположение фигур художник позаимствовал из «Экстаза св. Терезы», написанного в 1727 году Себастьяно Риччи для церкви Сан Джироламо дельи Скальци в Виченце. Отталкиваясь от тонкой и изящной живописи Риччи, Пьяццетта создает драматичную, наполненную переживаниями сцену. Этого впечатления художник добивается благодаря пластичной композиции, чьи художественные достоинства раскрылись в полной мере благодаря проведенной в 2009 году реставрации.