Караваджо «Корзина с фруктами», 1596
Амброзианская библиотека
Барокко
Микеланджело да Караваджо в 22 года, сам того не ведая, стал основателем новаторского жанра в живописи – натюрморта (именно он, а не голландские мастера!). Художник изобразил корзину, полную земных плодов: здесь и кисти спелого винограда и множество смоковниц, есть яблоки и груши. Фрукты сорваны вместе с листьями и совсем не приукрашены, уже заметны следы увядания и гниения, часть листьев желтеет, засыхает и заворачивается… всё естественно, как в природе.
Картина натуралистична до иллюзорности: край корзины и фрукты свисают со стола и как бы «вываливаются» на зрителя – мы становимся соучастниками изображения. Подчёркнуто безжизненный фон с полным отсутствием деталей, и занимающий большую часть пространства, довершает задуманное автором.
В этой работе Караваджо всё как в жизни – всё течёт и всё изменяется, на смену пышной свежести приходят неизбежные тление и смерть. Мастер не останавливается только лишь на максимально точном изображении натуры, здесь впервые заметна напряженная игра светотени: яркий свет слева сверху плавно переходит в тень справа внизу – такой узнаваемый позже Караваджо!
Подобное пристальное внимание к натюрморту в своих работах Мастер демонстрировал зрителю еще не один раз: «Мальчик, укушенный ящерицей» 1595 г., «Вакх» 1595 г., «Ужин в Эммаусе» 1601 г.
Караваджо в своих творениях не простой созерцатель природы, он создатель ярчайшего живописного языка, своим творчеством изображающий борьбу жизни и смерти, ищущий правды и справедливости.