Рафаэль Санти «Мадонна Диоталлеви», 1504

Берлинская картинная галерея, Берлин

Возрождение

Произведение составляло часть коллекции Диоталлеви Римини, попавшая в сегодняшнее местонахождение в 1841-1842 годах. Ранее она считалась работой Перуджино, но сегодня ее автором считают Рафаэля почти единодушно, за исключением мнения Адольфо Вентури, который говорил о совершенно ином, неизвестном «Мастере Мадонны Диоталлеви», которому он передавал также авторство некоторых частей и Мадонны Утешения Перуджино.

Лонги заметил разнообразие фактур Мадонн, более архаичное, по отношению к младенцу и святому Иоанну, предполагая что эта работа была начата в 1500-1502 годах и законченная во Флоренции в 1504-1505 годах.

Мария, написанная наполовину, смотрит вместе с младенцем, сидящим на ее коленях, на святого Иоанна Крестителя, стоящего рядом. Иисус благославляет Иоанна, который сложил руки в груди в знак смирения и принятия благословения, в то время как Мария, своими объятиями, обняв обоих, выражает смирение и принятие того, что должно случиться.

Хотя композиция и облики главных героев ярко свойственны стилю Перуджино, но строгая простота и цветность раскрывает то сияние и ту глубину светотени, которую уже выражают работы еще молодого Рафаэля.

Фон представлен ясным небом, с пейзажем в низу горизонта, который доходит до половины картины. Как типичный образец умбрийской школы, в этой работе видны не высокие холмы, написанные нежно, которые теряются вдали, согласно правилам воздушной перспективы.

Поделиться