Анри Тулуз-Лотрек «Марсель Лендер, танцующая в «Хильперик», 1896
Частная коллекция
Постимпрессионизм
Парижская театральная жизнь в конце XIX века переживала период своего расцвета, и это не могло не заинтересовать Тулуз-Лотрека. В столичных театрах художник встречает настоящих звезд: Сару Бернар (1844-1923) и Марсель Лендер (1863-1927). Владельцы театров заказывают у него афиши и программки будущих представлений. Но Лотреку, естественно, больше нравится писать портреты актеров или изображать их игру на сцене.
«Марсель Лендер, танцующая в «Хильперик» — одна из лучших картин этой тематики. Исполняемый актрисой танец изображен с фотографической точностью, пойман каждый жест, настроение, игра света.
Порывистые выразительные штрихи позволяют Лотреку передать всю живость танца актрисы. Декорации сведены к минимуму, другие фигуры на сцене почти не движутся — все это еще сильнее подчеркивает ритм движений Марсель. Отсутствие перспективы, намеченной в данном случае только с помощью досок сцены, усиливает иллюзию присутствия Марсель Лендер среди зрителей. Тулуз-Лотрек в очередной раз обращается к технике Дега и использует эффект искусственного освещения, идущего от сценической рампы, но делает это с другой целью. Световые эффекты позволяют Лотреку сделать изображение несколько карикатурным. Лицо Марсель не просто подчеркивается, а еще и искажается. Фактически, мы видим не лицо, а маску. Для художника изменение образа становится обязательным условием его работы. В этом смысле «Марсель Лендер, танцующая в «Хильперик» — это осознанная попытка использования иронии и сатиры в изобразительном искусстве. Палитра картины нетипична для Лотрека. Голубой и зеленый смешаны с фиолетовым и розовым, они подчеркивают атмосферу исполняемого болеро.