Диего Веласкес «Менины», 1599-1660
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Барокко
Картина «Менины» всеми признанный шедевр художника. При описании работ Веласкеса в 1666г она называлась «Королевская семья», «Семья Фелиппа IV «. Современное название «Las Meninas» она получила в девятнадцатом столетии. Cлово — менина (фрейлина) имеет португальское происхождение. Работая над полотном «Менины», художник как бы вспоминал весь свой путь придворного портретиста, и создавал картину о том, как пишут картину.
Мы видим, судя по отражению в зеркале, как король и королева, в напряженных позах позируют художнику, который внимательно всматривается в них, стоя перед мольбертом.Пространственная структура и расположение фигур — таковы, что как зрители мы можем находиться со стороны группы менин (фрейлин) вокруг Инфанты, вглядываясь а королевскую чету Мы можем стоять и напротив, со стороны Филиппа IV и его жены, рaссматривая изящную, как куколку, инфанту и склонившихся к ней двух фрейлин. В картине живут еще и карлица-уродка, и с ожесточением наступающий на собаку карлик.
Но это все второстепенное, главное это серебряное сияние, которое исходит от центральной группы, и удивительное ощущение воздушного пространства, заполняющего помещение.Вся картина дышит гармонией, ощущением прикосновения к прекрасному.
Существует легенда, что Веласкес очень долго добивался ордена Сант-Яго, дававшего большие привилегии и присваивавшегося только самой родовитой знати. Художник буквально погряз в собирании необходимых для этого документов.Когда работа над «Менинами» близилась к завершению, король взял у маэстро кисть и нарисовал на его камзоле знак кавалера ордена Сант-Яго: мол, настоящее искусство выше грамот о древности рода.