Валентин Александрович Серов «Мика Морозов», 1901
Третьяковская галерея, Москва
Реализм
Нет для художника задачи сложнее, чем писать портрет ребенка. Дети подвижны, меняются каждую секунду. Нужно иметь железное терпение и несомненный талант, чтобы справиться с подобной задачей. Портрет Мики Морозова — гениальная работа великого мастера Серова.
Перед нами ребенок, сидящий на стульчике. Белая рубашка, золотистые кудри, энергичная поза. Такими художники писали амуров и купидонов. Внимание зрителя концентрируется на лице Мики. Широко открытые, блестящие глаза, розовые щеки, полуоткрытый рот. Герой увлечен происходящим вокруг. Судя по всему, кто-то рядом пытается удержать внимание ребенка, добиться от него неподвижности. Мика охвачен жадным любопытством. Еще одно мгновение и он броситься навстречу чему-то новому, необычному, интересному.
Серов откровенно пренебрегает окружающим интерьером, фоном, деталями. Для него важным является лишь это детское мгновение познания окружающего мира, непосредственность, естественность, открытость, — те самые качества, которые так хорошо скрывают люди взрослые.