Сандро Боттичелли «Мистическое Рождество», 1445-1510

Национальная галерея, Лондон

Возрождение

Эта картина считается самой важной из последних работ Боттичелли.
На первый взгляд кажется что это простой эпизод «Поклонение пастухов».
Две тайны окружают эту живопись. Во-первых — единственная работа, подписанная и датированная автором. С другой стороны — это самое странное Рождество, которое можно вообразить. Середина картины занята пещерой с входом в виде арки. У входа, под крышей из соломы, Мария с Младенцем и Иосиф. Есть колыбель и рядом осёл и вол, но нет пастухов и волхвов, которые обычно присутствуют. Ангелы — всюду, на крыше, в небе, на земле и какие-то неизвестные люди.Исследователи установили, что картина была начата через несколько дней после известной обличительной проповеди Савонаролы в 1499г и является её иллюстрацией. Савонарола призвал флорентийцев раскаяться в грехах и позволить ангелам спасти их. Круг из двенадцати ангелов соответствует двенадцати часам дня и в двенадцати месяцам года, ангелы, представляющие веру, надежду и милосердие в белых, красных и зеленых одеждах — это было названо Савонаролой. Ангелы, те же , в зеленом, красном и белом, которые прибыли, чтобы спасти людей, и изгнанный демон (слева, внизу) — снова от Савонаролы.

Мария пристально смотрит на ребёнка. Её фигура не только главная на картине, но голова её находится точно в центре. Выше—голубое небо, где в золотой сфере танцуют ангелы с коронами и оливковыми ветками(символ мира) в руках. Они славят Марию и ребёнка. Ниже ангелы, радуясь, обнимаются со смертными. У людей в руках тоже оливковые ветки.

Ключ к пониманию этой картины может быть найден в греческой надписи у верхнего её края: » Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500, в момент неприятностей в Италии, после завершения одиннадцатой из Иоанна, во втором горе, когда дьявол был выпущен на три с половиной года. Впоследствии он должен быть прикован, согласно двенадцатой и мы видим это на картине» ( вольный перевод с английского)

Поделиться