Константин Алексеевич Коровин «Парижское кафе. Утро», 1890-е
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Импрессионизм
Во время одной из поездок художник создал два этюда Парижских кафе (1890-е), в которых со всей определенностью воплотились импрессионистические принципы. Обе работы изображают утренние часы, когда посетителей уличных кафе еще не много. Мерцание серебристых оттенков утреннего света растворяет в себе предметы, смазывая их контуры. Воздух смягчает звучание цвета, даже красный зонтик в вертикальном этюде смотрится не броско, весь наполненный серебристыми валёрами. Краски этюдов перетекают одна в другую, создавая единую живописную среду. Неясность очертаний вызывает впечатление беглости восприятия изображенного городского мотива, как бы случайно увиденного художником в бесконечном потоке жизненных впечатлений. Вместе с тем поэзия парижского утра, характерная для этого города атмосфера переданы так, что при первом взгляде на полотна в памяти невольно возникают уличные пейзажи Клода Моне или Камилла Писсарро.
Правда, и здесь, испытывая безусловное влияние французских импрессионистов, Коровин не шел по пути слепого подражания им. Добиваясь особой изысканности и легкости колорита, маэстрии, художник вместе с тем не прибегал к мелкому, напоминающему по форме запятую мазку французов. Более того, в Парижские кафе Коровин не побоялся ввести земляные краски – охристые, коричневые, – используя их, например, для получения различных оттенков серого. Столь же откровенно используется черный цвет в одеждах фигур, но он нигде не выбивается из колористической гармонии. В целом в колорите не ощущается никакой грязи и тяжеловесности, напротив, он порождает ощущение свободного дыхания. А отливающая серебром влажная мостовая, солнечные блики, пробивающиеся сквозь туман, свежая зелень делают работы и удивительно нарядными. Безусловно, Парижские кафе – высшее достижение Коровина среди работ, созданных в период увлечения серо-серебряным колоритом. Именно в них, как очень точно заметил Никольский, художник «достиг того, о чем многие мечтали живописцы, передавать все цвета в природе лишь оттенками белого и черного».