Василий Иванович Суриков «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», 1899
Русский музей, Санкт-Петербург
Реализм
Теме мужества и героизма русских солдат посвящена картина «Переход Суворова через Альпы» (1899). Бесстрашие людей, преодолевающих неприступные заснеженные скалы, отвага и смелость полководца воплощены в сильных и выразительных образах. «Главное в картине — движение, — говорил художник, — храбрость беззаветная — покорные слову полководца идут». Уходящие ввысь вершины гор, окутанные пеленой облаков, то темные, то сверкающие холодным голубоватым блеском — позволяют зрителю острее ощутить трудности перехода, почувствовать значительность подвига суворовских богатырей.
Над картиной Суриков начал работать в 1895 году, а в 1898 году в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода, писал этюды к ней. Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Ф.Ф.Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Г.Н.Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.