Пабло Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара», 1910

Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва

Кубизм

Кто такой Воллар было известно большинству художников Европы начала 20 века. Бизнесмен, коммерсант, предприниматель. Его круг бизнес-интересов был связан с произведениями искусства. Воллар умел находить таланты, скупать у них картины оптом, рекламировать «гения» в лучших галереях и салонах, а затем продавать работы втридорога.

Художники зависели от настроения своего «инвестора», одни мечтали, чтобы их заметил Воллар, другие делали все возможное, чтобы быть ему полезными.

Пикассо эпохи «голубого» и «розового» периодов был любимчиком Воллара. Но как только великий мастер вступил на нетвердую почву новаторства и эксперимента, он тут же потерял расположение бизнесмена, который не мог быть уверенным в том, что новые работы принесут прибыль. Слишком все необычно и революционно. Инвесторов всегда отличала осторожность.
Все началось именно с портрета Воллара. Пикассо изобразил бизнесмена в своей новой манере. Слово «кубизм» еще не вошло в обиход искусствоведов, а к творчеству новых художников общество относилось весьма настороженно и с сомнением.

Модель портрет раскритиковала, но приняла работу в качестве подарка (прошло несколько лет и эта работа была куплена известным русским меценатом и коллекционером Щукиным за кругленькую сумму).
Зритель видит Воллара словно отражающимся в треснувшем зеркале. Каждый осколок отражает часть целого образа и одновременно раскрывает этот образ с новой стороны. В этой работе зрителю приходится разбираться не в двух-трех планах, как в обычной работе, а в десятке самых разных планов — ближних и дальних, каждый из которых важен.

Непростое лицо у инвестора. Угрюмое лицо, тяжелая челюсть, перебитый нос. Перед нами не утонченный знаток и ценитель искусства. Напротив, это оборотистый и упрямый боец, который не привык уступать и точно знает, что он хочет от жизни.

Вся картина подчинена строгому ритму. Цветовая гамма не отвлекает от главного — от самой модели, ее настроения, внутреннего настроения, энергетики.

Когда кубизм стал уважаемым и востребованным направлением живописи, Воллар возобновил сотрудничество с Пикассо. Правда, теперь ему приходилось довольствоваться совсем небольшой прибылью, закупочная цена сильно изменилась.

Поделиться