Эдуард «Портрет мадемуазель Клаус», 1868
Музей Ашмола, Оксфорд
,
Написанный французским мастером «Портрет мадемуазель Клаус», на котором изображена скрипачка Фанни Клаус, британцы считают национальным достоянием. С 1884 года он хранится в Великобритании. Тогда, после смерти импрессиониста в 1883 году, ее приобрел художник Джон Сингер Сарджент, который жил в Лондоне. После смерти мастера картина оставалась у его потомков.
Музей Ашмола в Оксфорде выкупил «Портрет мадемуазель Клаус», Эдуарда Мане (1868) £7,83 млн. Картина могла покинуть Великобританию еще в 2011 году, когда ее владелец продал работу за £28,35 млн фунтов иностранному покупателю. Однако власти наложили временный запрет на вывоз картины до февраля 2012 года и пообещали продлить запрет до августа, если кто-то выразит серьезное намерение выкупить картину.
Музей Ашмола решил приобрести картину и объявил о начале кампании по сбору средств. Нужная сумма была собрана благодаря пожертвованиям фондов и частных лиц. Большую часть денег (£5,9 млн) на картину дал британский фонд Heritage Lottery Fund (5,9 миллиона фунтов). При этом британскому музею была сделана значительная скидка — он заплатил 27% от рыночной стоимости картины.
Мане был одним из величайших художников 19 века. Его работы зачастую шокировали, но всегда восхищали публику. Его слава росла быстрыми темпами, и к началу 20 века, картины, принадлежащие кисти художника приобретались крупнейшими музеями мира. Картин Мане очень мало в частных коллекциях. Почти все известные работы мастера находятся сейчас на территории Франции, в Англии они присутствуют в коллекциях Национальной галереи и Института Курто в Лондоне. Появление в коллекции Музея Ашмола «Портрета мадмуазель Клаус», в дополнение к уже имеющемуся богатейшему собранию работ Писсарро, делает Музей ведущим мировым центром по изучению творчества импрессионистов и пост-импрессионистов.
Изображенная на портрете Фанни Клаус (1846−77), была близкой подругой жены Мане, Сюзанны Леенхоф. Скрипачка, участница первого женского струнного квартета, Фанни была членом сплоченной группы друзей, которые иногда выступали моделями для многих художников. Она вышла замуж за художника Пьера Принса (1838—1913), друга Мане, и в 1869 году умерла от туберкулеза, в возрасте 30 лет.