Святослав Николаевич Рерих «Рошан Ваджифдар», 1956
Государственный музей Востока, Москва
Символизм, портрет
Большую часть жизни Святослав Николаевич провел в древней прекрасной Индии, куда впервые приехала семья Рерихов в 1923 году.
«Большинство моих картин, как вы знаете, посвящено Индии, потому что я живу в Индии, потому что я хотел отразить жизнь Индии, ту жизнь, которая меня особенно привлекала и которая может быть меня поражала.»
Портреты были первым живописным увлечением Святослава Николаевича: «…Я начал как портретист. Я любил людей. Они меня всегда привлекали. И так случилось, что в моем искусстве я выдвинул человека на первый план».
Портретная живопись говорит о большом самобытном таланте Рериха. «Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует характер человека, и я стараюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю. Иногда прочесть характер человека довольно просто, но все же лучше узнать, изучить»,- рассказывал художник.
В его портретах особенно хорошо видна великолепная техника рисунка; лица тщательно выписаны в тонкой цвето-тональной манере, а яркие краски фона сообщают портретам исключительную декоративность и многоплановость, дополняют характеристику человека, позволяют проникнуть в мир его увлечений и привычек.
Образом, который неоднократно вдохновлял художника, являлась известная индийская танцовщица Рошан Ваджифдар. Современники, знавшие ее, отмечали, что Рошан так же прекрасна душой, как совершенна ее красота.