Мария Элена Виейра да «Шах и мат», 1949-1950
Квадраты, прямоугольники, ромбы, окрашенные в мягкие при- глушенные тона, располагаются по сбивчивым диагоналям, образующим решетчатую конструкцию. Центральная форма шахматной доски под воздействием перспективных эффектов кажется медленно уплывающей в глубину Картинное поле будто изгибается, искривляется, не нарушая при этом живописного строя. Напротив, тонкие гармонии мягких, просветленных цветов создают спокойную атмосферу, проникнутую ощущением тайны. Вьейра да Сильва, художница португальского происхождения, работала во Франции. Она начинала свою деятельность как скульптор, сотрудничала с Бурделем, а затем обучалась живописи у Фернана Леже и технике гравюры — у Стенли Уильяма Хейтера. В 1930-е годы она перешла к абстрактной живописи, создав большое число произведений, построенных на мягких цветовых сочетаниях, часто с преобладанием серого и белого, и линеарных структурах, выступающих на размытом фоне.