Аполлинарий Васнецов «Улица в городе. Эскиз декорации оперы П.И. Чайковского «Опричник», 1911
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Древняя Москва оживает в произведениях Аполлинария Васнецова, золотом горят ее бесчисленные купола, белеют башни Кремля, шумят людские толпы — слышится само эхо истории. При всей своей приверженности к научной точности и документальности Васнецов, по его словам, никогда не забывал, что «помимо одного исторического материала важно нечто другое, что дает возможность проникать в это прошлое. Это способность чисто творческая, где воображение и представление руководят работой художника в большей степени, чем какой бы то ни был материал».
Существенным этапом творчества А.М. Васнецова в конце XIX — начале XX века явилось его увлечение театрально-декорационными работами. После постановки оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского (1897) в его декорациях ставились еще оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (1900), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1906-1907), «Царская невеста» (1905), «Опричник» П.И. Чайковского (1911) и другие. Ставились они в Москве на сценах Большого театра и Частной оперы Зимина и Мариинского театра в Петербурге. Показательно, что весь репертуар театральных постановок Васнецова тесно связан с жизнью и бытом русского народа, народным фольклором, страницами героического прошлого.