Эдгар Дега «Урок танца», 1879

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Импрессионизм

Сохранилось очень много этюдов, зарисовок и законченных произведений художника, изображающих сцены из жизни балета. Дега был весьма очарован изяществом и пластикой танцовщиц, но в то же время он почти преклонялся перед их тяжёлым трудом и многочасовыми тренировками. Огромное количество времени и сил тратят девушки для того, чтобы отточить мастерство движений для исполнения танца.

Картины Эдгара Дега, изображающие балерин, почти всегда полны искристой радости, но имеют и обратную сторону: лица балерин наполнены усталостью и напряженностью от бесконечных репетиций, без которых не обходится ни дня. Особенно хорошо это видно на картинах, описывающих закулисную жизнь танцовщиц балета.

Очень жизненно и органично изображена упражняющаяся возле станка девочка на картине Дега «Урок танца». Маленькая девочка-подросток, ещё совсем не оформившаяся, занимается выполнением простых, но для неё пока очень сложных па под аккомпанемент скрипки. Продолжая упорно трудиться, она несомненно из эдакого гадкого утёнка превратится в настоящего лебедя.

Скрипач играет с отрешенным выражением лица, мысли его витают где-то далеко, видимо, устремились вслед за мелодией, которую машинально играют руки. Странно, но это состояние передаётся и начинающей танцовщице, она так же автоматически повторяет уже тысячу раз сделанные движения, мечтая о чем-то детском.

Поделиться