Микеланджело да «Уверение Фомы», 1601-1602
Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо) начал свой творческий путь как полу-ремесленный живописец, который дописывал небольшие детали на картинах признанных художников. Первой крупной его работой (роспись стен в капелле Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези) заказчики остались недовольны. Но именно после этой работы последовал ряд престижных заказов и художник смог заявить о себе.
Не смотря на то что, работы художника не сразу были оценены по достоинству его современниками, его творчество оказало большое влияние на развитие итальянской живописи. Караваджо стал основоположником понятия «жанр» в итальянской живописи и даже привнес в искусство свой стиль, который получил название «караваджизм» (один из определяющих стилей итальянской живописи 17 века).
Отличительной чертой работ живописца является осмысленное освещение, тонкий ответ на жесткость света в маньеристических произведениях и источник вдохновения для других, более поздних, европейских художников, включая Рембрандта и Ла Тура. Приемы, выработанные в живописи, он применяет и в религиозных композициях, при этом «святость» в этих произведениях начисто отсутствует. Караваджо интереснее его герои. Его персонажи изображены, по тем временам необычайно реалистично, и порой может показаться, что к ним можно прикоснуться, а предметы на полотнах взять в руки.