Жан Огюст Доминик Энгр «Венера Анадиомена», 1848

Музей Конде, Шантийи, Франция

Академизм

Как повествует в «Теогонии» Гесиод, когда Кронос оскопил Урана, в море попали семя и кровь последнего. Из них образовалась белоснежная пена, из которой появилась дочь неба и моря, Афродита (Венера) Анадиомена («пенорождённая»).

На одном из подготовительных рисунков Энгр изобразил богиню лежащей, позднее он избрал позу Венеры Pudica. Художник вдохновлялся не только античными образцами (среди прочего, Кларк называет мелкую пластику той эпохи), но и картиной Боттичелли «Рождение Венеры» — Энгр мог видеть её во время посещения галереи Уффици в 1805 году. Ещё на одном наброске Венера поднимает руки к груди, а у её ног резвятся амуры — их положение почти без изменений Энгр перенесёт на картину. На рисунке 1806 года богиня изображена в момент, когда она выжимает волосы, подняв правую руку над головой. Этот жест художник повторил в своей картине «Источник».

Тело Венеры, выходящей из моря, выделяется на фоне тёмно-синего неба и ещё более тёмной воды. Один из амуров целует её ногу, другой обнимает левое колено, третий протягивает зеркало, а четвёртый выпускает стрелу из лука в сторону наяды далеко на заднем плане. Общие контуры группы амуров у ног богини и предметов, которые они держат в руках, напоминают очертания морской раковины, на которой появилась Венера.

Композиция картины пирамидальная, её равновесие усиливается тем, что линия горизонта разделяет полотно почти на две равные части. Стороны остроконечного треугольника, в который вписывается группа персонажей, смыкаясь прямо над головой Венеры фокусируют взгляд зрителя на её лице.

По мнению Кеннета Кларка, «боттичеллиевская линия здесь подкрепляется тщательной лепкой объёма в манере Рафаэля». Когда Адольф Тьер перечислял достоинства картины, экспонировавшейся на Всемирной выставке, сам Энгр добавил к ним «моделировку светом». Теофиль Готье считал, что эта картина лучше всех произведений искусства в мире передаёт дух античности.

Поделиться