Виктор Борисов-Мусатов «Весна», 1898-1901
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Символизм
В творческом наследии Виктора Эпильдифоровича Борисова-Мусатова пейзажей немного. Но роль природы в его произведениях очень велика. Она формирует то состояние поэтической грусти, в которое обычно погружены персонажи картин художника и которое является содержанием его мягкого и элегического искусства. Как и мастера XVIII века, Борисов-Мусатов изображал парковую природу, и так же, как и в полотнах его далеких предшественников, в этой природе всегда присутствует человек.
В картине «Весна» изысканная красота и одухотворенность фигуры девушки, совершающей прогулку по весеннему саду, нежность цветущих вишен, яркая зелень травяного ковра с воздушными шариками одуванчиков составляют особый мир — легкий, зыбкий и эфемерно-прекрасный. Художник наносит краску мелкими мазками: то точками изображая белые вишневые соцветия, то вертикальными штрихами следуя за формой растущей травы, то округлыми плавными линиями намечая головки одуванчиков. Сочетание чистых и светлых красок, тонкая ритмическая организованность и музыкальная завершенность образа создают настроение тихой, немного грустной праздничности. Отсутствие пространственной глубины, декоративность цветового построения придают полотну сходство с гобеленом. Однако пейзаж здесь не является только фоном: он основной носитель содержания, воплощение мечты художника о красоте и одухотворенности жизни.