Алексей Саврасов «Вид в окрестностях Ораниенбаума», 1854
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Реализм
В 1854 году ряд картин Алексея Саврасова демонстрировался на выставке в Московском училище живописи и ваяния. Эту выставку посетила великая княгиня Мария Николаевна, которая в то время была президентом Императорской Академии художеств. Ей понравились работы Саврасова, и она пригласила его в свою загородную резиденцию, которая находилась между Петергофом и Ораниенбаумом.
Там же, в районе дачи Марии Николаевны, Алексей Саврасов написал «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и ряд других картин, которые осенью 1854 года демонстрировались на выставке Императорской Академии художеств. За две картины из этой серии — «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» — 24-летнему художнику было присвоено звание академика.
Картина «Вид в окрестностях Ораниенбаума» была приобретена Павлом Третьяковым в 1858 году. Она была первой картиной Саврасова, приобретённой Третьяковым, и относится к его самым ранним приобретениям.
Искусствовед Николай Новоуспенский так писал об этой картине:
«Саврасов понимает, что, компонуя картину, художник должен оставаться на почве реальных наблюдений и знания конкретной природы, что в основе пейзажного образа должно лежать реалистическое понимание действительных форм и проявлений жизни. <…> В аналогичном плане решена и картина «Вид в окрестности Ораниенбаума», написанная тем же летом и принесшая Саврасову звание академика. <…> В основе этой картины, несомненно, лежит натурный мотив, вносящий в продуманное композиционное решение достоверность непосредственного наблюдения. Романтическая возвышенность образа слилась с элементами лирической интимности.»