Гюстав Моро «Юпитер и Семела», около 1894

Дом-музей Гюстава Моро, Париж

Символизм

Гюстав Моро был заметной фигурой в движении символистов, создававших образы, насыщенные мистикой и эмоциями. Они черпали свое вдохновение в живописи итальянского Возрождения и в византийском искусстве. Благодаря толстым слоям краски его живопись, изображающая фантастические сцены, в которых участвовали персонажи из мифологии, истории и религии, казалась инкрустированной, почти покрытой драгоценными камнями.

Это полотно (1894-1895) типично для изысканного стиля Моро; на нем изображен молодой Юпитер, невозмутимо восседающий на щедро расписанном троне, безразличный к обнаженной Семеле, которая распростерлась на его колене. Семела попросила бога предстать перед ней во всем его божественном блеске; согласно интерпретации Моро, она была «сражена пароксизмом божественного экстаза», когда увидела Юпитера. Он был весь украшен драгоценными каменьями: и лоб, и волосы, и шея. и грудь. Он оперся рукой на лиру, непривычный атрибут для бога — владыки Неба, в то время как его постоянный атрибут — орел — затерялся где-то внизу. У подножия трона Моро изобразил фигуры, символизирующие Смерть и Скорбь, которые объясняют трагическую основу жизни. Неподалеку от них, под крыльями орла, великий бог Пан (символ Земли) склонил свое опечаленное чело. Тень и Нищета, загадочные фигуры мрака, находятся у ног Пана.

Поделиться